Прокуратура Благодарненского района Адрес: 356420, город Благодарный, ул. Чапаева, 357 Телефон: (86549) 2-15-49
Борьба с коррупцией
Борьба с коррупцией

Одной из приоритетных задач правоохранительных органов государства, обозначенных Президентом Российской Федерации, является борьба с коррупцией.

Противодействию коррупции в прокуратуре города Лермонтова отдано особое внимание. Все жалобы и обращения граждан по фактам коррупционных нарушений закона в деятельности должностных лиц государственных органов власти, находятся на личном контроле прокурора. Прокуратура с особым вниманием относится к подобного рода жалобам, не допуская малейших ущемлений прав и законных интересов граждан и организаций.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

К приоритетным направлениям деятельности в сфере противодействия коррупции относятся:

  • выявление возможности возникновения и нарушений порядка урегулирования конфликта интересов;
  • выявление фактов несоблюдения служащими, а также лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, запретов и ограничений, а также предоставления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • выявление в ходе прокурорских проверок признаков преступлений коррупционной направленности.
  • работа по возмещению в рамках гражданского судопроизводства ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями;
  • выявление административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ;
  • выявление коррупционных правонарушений в бюджетной сфере, в том числе, в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, при использовании государственного и муниципального имущества, реализации контрольно-надзорных и разрешительных функций;
  • надзор за соблюдением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление преступлений коррупционной направленности;
  • устранение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов;
  • выявление преступных схем и механизмов;
  • информирование общественности о результатах наиболее значимых проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции.

По   всем   фактам   коррупционных   правонарушений   незамедлительно сообщайте   в   прокуратуру   города   Лермонтов   по телефонам: (87935) 3-77-65, (87935) 3-77-68.

В том случае, если Вы лично не можете обратиться в прокуратуру с жалобой на коррупционные действия, либо боитесь это сделать, опасаясь давления и негативных последствий, то для этого на данном сайте предусмотрено меню, где Вы можете оставить свое обращение по фактам нарушений Законов.

Ответственность за взяточничество по уголовному законодательству Российской Федерации

Наиболее распространенным среди преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является взяточничество. Оно представляет собой одну из самых общественно опасных форм коррупции. 
Взяточничество относится к преступлениям, посягающим на нормальную деятельность публичного аппарата управления в сфере деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Должностное лицо в своей деятельности, находясь на службе в органах государственного аппарата управления, имеет право на вознаграждение только в установленном законом порядке. Незаконное получение им материальных выгод различного характера от своей служебной деятельности признаётся нарушением закона и соответственно наказуемо. 
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ уголовный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 291.1, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, которое определяется как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Наказуемым также признается посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо с использованием своего служебного положения, в соучастии, в крупном или особо крупном размере, а также обещание или предложение посредничества во взяточничестве. 
Введение законодателем ст. 291.1 УК РФ значительно усилило уголовную ответственность за взяточничество, а лица, способствующие даче или получению взятки, преследуются ныне не за соучастие, а за совершение конкретных преступных действий. 
Взяточничество относится к преступлениям корыстной мотивации, имеющим, как правило, имущественный характер. Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ к предмету взятки отнесены деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание должностному лицу услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. 
Предметом взятки или коммерческого подкупа могут быть в том числе выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, не подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. 
Как показывает анализ судебной практики по уголовным делам о взяточничестве, в качестве предмета взятки преимущественно выступают деньги (валюта) в крупном и особо крупном размере. При этом предмет взятки передается должностным лицам за совершение незаконных действий при исполнении ими служебной деятельности. 
Проблема взяточничества в правоохранительных органах заслуживает особого внимания. Взяточничество в этих органах нарушает конституционный принцип справедливости, влечет безнаказанность преступников, стимулирует дальнейшую криминализацию общества, способствует развитию наиболее опасных форм организованной преступности. Субъекты правоохранительной деятельности составляют почти 1/4 часть от общего числа взяточников. В деятельности правоохранительных органов взяточничество имеет свои особенности. Например, в рамках должностной самостоятельности следователь или судья имеет право принять ответственное решение, благоприятное для взяткодателя. Действия таких взяточников отличаются осторожностью, изощренностью, маскировкой, тщательным устранением следов злоупотреблений. Посредниками во взяточничестве нередко являются адвокаты подследственных и обвиняемых. Корыстное использование сотрудниками правоохранительных органов своего служебного положения обусловливает тесную связь злоупотреблений должностными полномочиями со взяточничеством, подкупом указанных лиц. 
При этом следует учитывать, что сотрудники правоохранительных органов наделены полномочиями, позволяющими им совершать юридически значимые действия, обязательные для исполнения гражданами и другими должностными лицами, независимо от их ведомственной принадлежности и занимаемой должности. Кроме того, названные сотрудники наделены правом применения различных форм принуждения, в том числе и связанных с ограничением свободы личности в сфере правопорядка. 
Практика показывает, что наиболее часто взяточничество в правоохранительной системе выражается в получении "вознаграждения" от заинтересованных лиц за незаконное освобождение от административной или уголовной ответственности, отказ в возбуждении уголовных дел или прекращение таковых, необоснованное изменение мер пресечения в отношении подозреваемых, устранение в процессе расследования отягчающих обстоятельств, покровительство организованным преступным группировкам, неделовое сотрудничество с коммерческими структурами и др. 
Как правило, действия должностных лиц, совершивших преступления в сфере правоохранительной деятельности, которые сопряжены со взяточничеством по службе, квалифицируются как получение взятки, т.е. оцениваются как преступление, посягающее на интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Полномочия прокурора по контролю за доходами и расходами лиц, замещающими должности муниципальной службе

Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее Закон № 230-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (далее - контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

При проведении органами прокуратуры надзорных мероприятий оценивается деятельность уполномоченных органов, подразделений и должностных лиц по исполнению обязанностей, возложенных на них статей 10 Закона № 230-ФЗ, а также соблюдение ими процедуры осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности. При выявлении фактов неисполнения требований закона прокуратурой района вносятся акты прокурорского реагирования, в которых ставится вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения

18.05.2015 Правительством РФ принято постановление от 18.05.2015 N 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения». Данным Постановлением определены общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения следующих правовых актов: 

Правительства Российской Федерации, утверждающих: 
- общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками; 
- общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения); 
Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций, утверждающих: 
- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; 
- правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), подлежащих обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при государственных органах, органах управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органах (далее - общественные советы); 
- правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения); 
государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, утверждающих: 
- нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения); 
- требования к закупаемым ими, соответственно их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), подлежащих обязательному предварительному обсуждению на общественных советов. 

При этом правовые акты Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций разрабатываются в форме проектов нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов). 

Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками, должны: 
1) содержать порядок формирования и утверждения Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией перечня отдельных видов товаров, работ, услуг (далее - перечень), требования к потребительским свойствам которых (в том числе к характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены) устанавливают государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определяющий: 
- состав информации, включаемой в перечень; 
- порядок применения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности при формировании перечня; 
- порядок выбора потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, в отношении которых требуется установить нормативные значения; 
- требования к определению показателей, характеризующих потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики (в том числе предельные цены) закупаемых товаров, работ, услуг; 
- критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров, работ, услуг для включения в перечень; 
2) содержать примерную форму перечня.

Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) должны содержать: 
1) классификацию затрат, связанных с закупкой товаров, работ,услуг; 
2) условия определения порядка расчета затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения); 
3) порядок определения показателя численности основных работников указанных органов и учреждений, применяемого при необходимости для расчета нормативных затрат.

Изменения, внесенные в отдельные законодательные акты Российской Федерации 
в части расширения перечня должностных лиц, на которых распространяется глава 30 УК РФ

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расширен перечень должностных лиц, являющихся субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ). 
К указанным деяниям, относятся превышение должностных полномочий (286 УК РФ) и злоупотребление ими (285 УК РФ), получение (290 УК РФ) и дача (291 УК РФ) взятки, нецелевое расходование бюджетных средств (285.1 УК РФ), служебный подлог (292), халатность (293 УК РФ) и др. 
Теперь должностными лицами признаются также лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. 
Также законом введена уголовная ответственность за халатность, повлекшую причинение особо крупного ущерба (свыше 7,5 млн руб.).
Введена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств по контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.